НОВГОРОДЦЕВ Павел Иванович

НОВГОРОДЦЕВ Павел Иванович
(1866-1924) - русский философ, социолог, правовед. Окончил юридический факультет Московского университета. Завершал образование в Берлине и Париже. С 1896 - приват-доцент, с 1903 - экстраординарный, с 1904 - ординарный профессор Московского университета. Преподавал также на Высших женских курсах. В 1897 защитил магистерскую ("Историческая школа юристов, ее происхождение и судьба"), в 1902 - докторскую ("Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве") диссертации. После увольнения по политическим мотивам из Московского университета - ректор Московского высшего коммерческого института (1906-1918). Среди его учеников: И. Ильин , Б. Вышеславцев, Г. Флоровский, Н.Н. Алексеев и др. Основатель "идеалистической школы права" (школы "возрожденного естественного права"). Участвовал в сборниках "Проблемы идеализма" (1902) и "Из глубины" (1918). С 1905 - член партии кадетов, с 1917 - в составе ее ЦК, в 1906 избран депутатом I Государственной думы. В годы гражданской войны читал лекции в Таврическом университете (Симферополь). В 1920 эмигрировал в Берлин, с 1921 - в Праге, где основал Русский юридический факультет в Пражском университете и возглавлял его до своей смерти, основал и был первым председателем Религиозно-философского общества им. В. Соловьева в Праге. Основные работы: трехтомник "Введение в философию права", из которого был издан первый том "Кризис современного правосознания" (1909), первая часть труда "Об общественном идеале" (1917); "Политические идеалы древнего и нового мира" (в двух выпусках, 1910, 1913); "Лекции по истории философии права. Учения нового времени 16-18 и 19 веков" (1912) и др.

Н. исходил в своих научных построениях из критики концепций, постулирующих объективную реальность независимо от познающего сознания и игнорирующих автономность личности, обладающей разумным нравственным началом. Наличие идеи должного (морального закона), по Н., - факт чистого сознания, безусловно достоверный сам по себе, независимый от исторической необходимости и эмпирической данности. Нравственная идея императивна в качестве идеала и имеет абсолютную ценность. В социокультурной практике императивная нравственная идея приобретает форму естественного права, задающего идеальные нормы культуры с меняющимися конкретно-социальными содержаниями. Это предполагает признание самостоятельности этического начала. Историческая и социологическая причинность неспособна объяснить необходимость идеи долга и перманентной критической оценки мира повседневности с позиции должного. Естественное право раскрывается в идее моральной личности, которая выступает идеалом и целью самой себя. Самоопределяющаяся личность, по Н. является исходным пунктом общественной реальности, что предполагает бесконечное нравственное совершенствование личности, которое не может быть полностью реализовано в настоящем. Личность, как носитель идеала, права изначально оппозиционна государству, закону (в силу постоянства разрыва между идеалом и действительностью). С другой стороны, они всегда связаны между собой. Логика идеала задает разумную дистанцию личности и общества, но предполагает и встречу субъективного сознания с объективностью социальной реальности. Т.обр., сама природа личности двойственна: она стремится к абсолютной свободе, будучи при этом ориентированной одновременно на жизнь в социуме, на равенство и солидарность автономных индивидов. Точно так же и социальный универсум предполагает - наряду со своим реальным измерением (социокультурные формы) - измерение идеальное (нравственное сознание), предполагающее бесконечность своих воплощений в реальности. Соответственно и культура несет в себе как уравнительно-нивелирующую, так и освободительно-индивидуализирующую составляющие. Любые формы одностороннего рационализма порождают различные формы социального утопизма (социализм, анархизм) и вызывают кризис ценностей демократии, так как провозглашаемое формальное право свободы не дополняется, считает Н., правом на обеспечение достойного существования. Начало 20 в. со всей очевидностью показало как несостоятельность сциентистских претензий позитивистски ориентированной науки на переустройство общественной жизни, так и неспособность правового государства воплотить идеальную мечту верховенства права.

Господствовавшее в его время позитивное право Н. называл "философией легального деспотизма", но и либеральный индивидуализм с его требованием невмешательства государства в частную жизнь терпит практическое поражение. Все это приводит, по мысли Н., к глобальному кризису правосознания. Наука отличается точностью своих заключений, но только этика (или мораль) характеризуются бесконечностью своих перспектив. Гармония свободы и равенства оказывается, т.обр., императивом нравственного действия, а не планом реальной социальной практики. Эта критическая тема особенно усиливается в последний период творчества Н., характеризующийся его поворотом к религиозной проблематике. Западное христианство, апеллирующее к принципу индивидуализма, по Н., испытывает глубокий кризис, перестает выполнять функцию всепроникающего нравственного общения. Религия утрачивает смысл, человеческая душа опустошается, в ней разрушаются вечные связи и вековые святыни. Кризис безрелигиозного Запада преодолим на принципах вселенской солидарности, присутствующих в православии и теоретически обоснованных В.С. Соловьевым и его последователями. Религия становится для Н. абсолютно ценным содержанием жизни, единственным путем преодоления идей (и практик) утопизма и индивидуализма: автономная мораль должна быть заменена, по Н., теономной моралью, а демократия - агиократией, властью святынь.

В.Л. Абушенко


Социология: Энциклопедия. — Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом. . 2003.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "НОВГОРОДЦЕВ Павел Иванович" в других словарях:

  • Новгородцев Павел Иванович — известный юрист философ. Родился в 1866 г. Окончил курс в Московском университете. Получил степень магистра государственного права за диссертацию: Историческая школа юристов. Ее происхождение и судьба (М., 1896); степень доктора за исследование:… …   Биографический словарь

  • Новгородцев Павел Иванович — Новгородцев, Павел Иванович русский правовед и философ Дата рождения: 1866 Место рождения: Бахмут …   Википедия

  • НОВГОРОДЦЕВ ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ — НОВГОРОДЦЕВ, ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ (1866 1924) русский правовед, философ, общественный деятель. Родился 28 февраля (12 марта) 1866 в Бахмуте. Окончил юридический факультет Московского университета. В 1897 защитил магистерскую, а в 1903 докторскую… …   Юридическая энциклопедия

  • НОВГОРОДЦЕВ Павел Иванович — (1866 1924) российский правовед, философ, социолог, глава школы возрожденного естественного права в России. Профессор Московского университета (1904 06), ректор Высшего коммерческого института (1906 18). Член партии кадетов (с 1905) и ее ЦК… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Новгородцев Павел Иванович — (1886, Бахмут, ‒ 23.4. 1924, Прага), русский юрист и философ. Преподавал в Московском университете (1896‒1911), с 1906 директор и профессор Московского высшего коммерческого института. Член партии кадетов; депутат 1 й Государственной думы (1906) …   Большая советская энциклопедия

  • НОВГОРОДЦЕВ Павел Иванович — (1866 1924) правовед, философ, социолог. Окончил юридический факультет Московского ун та, с 1890 по 1899 провел в заграничных командировках. Подготовил две диссертации: «Историческая школа юристов, ее происхождение и судьба», «Кант и Гегель в их… …   Философская энциклопедия

  • Новгородцев, Павел Иванович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Новгородцев. Павел Иванович Новгородцев …   Википедия

  • Новгородцев Павел Иванович — (1866 1924), юрист, социолог, политический деятель. Профессор Московского университета (1903 11, 1917 18), глава школы «возрождённого естественного права». Один из создателей и лидеров «Союза освобождения» (1904) и партии кадетов (1905, член ЦК) …   Энциклопедический словарь

  • Новгородцев, Павел Иванович — писатель. Род. в 1866 г.; учился в московском университете по юридическому факультету. В 1894 г. получил звание приват доцента московского университета; с 1898 г. читал самостоятельный курс по кафедре энциклопедии и истории философии права. В… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Новгородцев Павел Иванович — (1866, Бахмут Екатеринославской губернии — 1924, Прага), правовед, философ, политический деятель. Из купеческой семьи. В 1888 окончил юридический факультет . С 1894 приват доцент, с 1903 экстраординарный, с 1904 ординарный профессор… …   Москва (энциклопедия)

  • НОВГОРОДЦЕВ Павел Иванович — (1866 1924), русский правовед, философ, общественный деятель. Родился 28 февраля 1866 в Бахмуте. Окончил юридический факультет Московского университета. В 1897 защитил магистерскую, а в 1903 докторскую диссертацию (Кант и Гегель в их учениях о… …   Энциклопедия Кольера


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»